Гибат, бухтан, кибру, хасад, рия‘
«Гибат» в переводе с арабского означает «хула». Хула – это неприятный разговор о человеке за его спиной. Мы должны сохранить от этого свой язык, ибо это непристойный поступок, который, согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приравнивается к 30 прелюбодеяниям.
ورد في الخبر الغيبة أشد من ثلاثين زنية في الاسلام
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «… И за спиной друг друга не сквернословьте. Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата. Вам омерзительно было бы это…» (Сура «аль-Худжурат», аят 12).
Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в сражении один из мусульман пал шахидом, и было сказано кем-то: «Готов для него рай». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Откуда ты знаешь? Возможно, он говорил то, что его не касается, и скупился тем, в чём не было нужды».
وروى أنه قتل شهيد في المعركة على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال قائل: ن هنيئا له الجنة، فقال: صلى الله عليه وسلم: وما يدريك لعله كان يتكلم فيما لا يعنيه، ويبخل بما لا يغنيه
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Знаете ли вы, что такое гыба (хула)?», они ответили: «Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) знают лучше». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Говорить о своём брате то, что ему не понравится, это есть хула», тогда сказали: «А если ему свойственно то качество, о котором говорят?» Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если будет в вашем брате то, что вы обсуждаете, это хула, а если этого в нём нет, то это клевета (бухтан)» (имам Муслим, № 2589; ат-Тирмизи, № 1934; имам Малик в книге «аль-Муватта»; имам Ахмад, 230 с/2; ад-Дарими, 299 с/2).
Бухтан – это клевета. Грех за подобное деяние тяжелее, чем за гибат.
Человек совершаем гибат, когда говорит истину, которая кому-то не нравится. А если говорит неправду, то это уже клевета (бухтан). Клевета хуже поклепа. Клевета и поклеп запретны иметь в сердце, хотя он не озвучивает их, нельзя даже иметь мысли, которые не понравились бы другим.
Кибру – это гордость, видение себя лучше других. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто имеет хоть малую частицу гордости, не войдёт в рай». Проявление гордости бывает на языке, когда говорит «Я», «Я», как говорил проклятый Сатана: «Я лучше Адама (мир ему), Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».
نتيجته على اللسان أن يقول: أنا وأنا كما قال إبليس اللعين: أنا خير منه، خلقتني من نار، وخلقته من طين
Хасад – это зависть к кому-либо из-за блага, дарованного Всевышним Аллахом, когда завистник желает лишения этих благ его обладателя. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Зависть съедает благие деяние подобно огню, сжигающему дрова».
قال النبي صلى الله عليه وسلم: الحسد يأكل الحسنات كما تأكل النارالحطب
Рия’ – показуха, совершение деяний напоказ, стремление получить хорошее мнение о себе. «Одного шахида отправляют в Ад, и он говорит: «О Мой Создатель, я стал шахидом на Твоём пути». Всевышний отвечает ему: «Нет, напротив, ты хотел, чтобы люди сказали, что ты храбрый человек, и они сказали это».
ورد الخبر: (أن الشهيد يؤمر به يوم القيامة إلى النار، فيقول: يا رب استشهدت في سبيلك، فيقول الله تعالى: بل أردت أن يقال إنك شجاع، وقد قيل ذلك،
Рия – это желание, чтобы о твоих делах, добродетели, ибадате слышали люди. В его основе лежит желание возвыситься перед людьми посредством своего поклонения и добродетелей, показывая им хорошие стороны своей личности.
От Али-асхаба (да будет доволен им Аллах) передают: «В Судный день тем, кто читали Коран и хадис, Аллах скажет: "Не уступали ли вам в цене при покупках, не уважали ли вас, приветствуя первыми, не исполняли ли ваши желания? Сегодня вы за то деяние вознаграждения не получите, – всё, что нужно, вы получили в миру"».
Эти и подобные им порицаемые качества лишают человека приближения к познанию Всевышнего Аллаха и лишают человека счастья в обоих мирах. Да сохранит нас Аллах от всех порицаемых качеств, которые могут лишить нас довольства Аллаха!